Формирование христианского учения об изображениях в 73, 82, 100 правилах Трульского собора.

Rambler's Top100 

Формирование христианского учения об изображениях в 73, 82, 100 правилах Трулльского собора.

Пято-шестой, или Трульский собор состоялся в зале императорского дворца - Труллуме (in Trullo - отсюда название) в Константинополе в 692 г. Были внесены дополнения к постановлениям Пятого (553 г.) и Шестого соборов (681 г.). Не выделяется как самостоятельный, обычно рассматривается в рамках Шестого собора. Два предыдущих Собора занимались в основном догматическими вопросами. Трульский собор занимался вопросами дисциплинарного порядка, которые касались разных сторон церковной жизни в том числе и церковного искусства (правила 73, 82 и 100).

Правило 73 относится к изображению св. Креста: "Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всяческое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения...". Отцы Собора повелевают воздавать Кресту почитание "мыслью, словом и чувством" и запрещают недолжное употребление Креста, всюду и как попало. В частности запрещение изображать Крест там, где его можно попирать ногами, т.е. на земле.

Правило 82-е, наиболее важно из 3-х, т. к. раскрывает содержание священного образа так, как его понимает Церковь. Оно запреает изображение Христа в виде ветхого агнца, символически. Отныне Спаситель должен изображаться в своем человеческом облике, ибо его воплощение было подлинным, полным и христиане должны "...усматривать через этот образ высоту смирения Бога Слова и, приводя себе на память житие его во плоти, страдание, спасительную смерть и происшедшее отсюда искупление мира". На соборе отмечено прекращение догматической борьбы Церкви за правильное исповедание двух природы божественной и природы человеческой, в Лице Иисуса Христа. Это было время, когда "благочестие нами уже ясно исповедуется", как сказано в 1-м правиле. Но надлежало не только СКАЗАТЬ истину, но и ПОКАЗАТЬ ее, т.е. в области изобразительного искусства выразить строгое и точное православное исповедание - "очам всем представить совершение" истины.

По поводу Правила 100 Успенский пишет: "Если 82-е правило против иудейской незрелости, то 100-е направлено против незрелости языческой". Правило решительно отвергает всяческие "...чарующие зрение, растлевающие ум и приводящие к взрыву нечистых удовольствий" изображения. Дело в том, что в то время наряду с церковными праздниками существовали языческие, которые были запрещены 62-м правилом Собора, например, Брумаллии (торжества в честь Вакха), пляски в честь эллинских богов и т.д. естественно, что и они отображались в виде грубых и чувственных образов. Этим правилом Церковь решительно отмежевывается от влияния языческого эллинистического искусства. Оно показывает, что Церковь требует определеной аскезы не только в жизни, но и в искусстве.

Именно с Трульского собора Церковь начинает выработку особых правил иконописания - канонов, которые были призваны оберегать священные изображения от внесения в них элементов, чуждых нравоучительным принципам православия, или говоря по-другому, от изобразительной ереси.

Статью подготовил А. Ю. Сафронов

Сайт управляется системой uCoz