Ранние предания о возникновении священных изображений |
|||||||
В отношении образа Господа Иисуса Христа можно сказать, что он слагался и по преданиям, и по непосредственным откровениям, и чудесным образом. Предания об облике Христа появились в древнейшие времена и, несомненно, восходят к рассказам "самовидцев". Некоторые нашли свое отражение в письменности. Известно, например, так называемое "Письмо" проконсула Публия Лентула Тиверию или римскому сенату (1-я треть I в.), в котором содержится описание Его внешнего вида. Однако письмо это обнаружилось в XVIв, на Западе и, можно думать, представляет собой подложный документ. Более авторитетным западным свидетельством является описания Антонина из Пьяченцы, посетившего Святую Землю в 570 г. Из свидетельств Православной церкви следует упомянуть сказания Феодора летописца (VI в.), Андрея Критского (VII в.), патриарха Германа (VIII в), послание Церкви к императору-иконоборцу Феофилу (836 г.). Церковное предание повествует о явлении Нерукотворенного Образа Спасителя (Спас на Убрусе). Правитель Эдессы, Авгарь V Ухама, страдавший проказой, и, прослышав о чудесных исцелениях, совершаемых Христом, послал к Нему своего придворного Ханнана (Ананию). Анания, отыскав Христа, не смог к Нему приблизиться и, остановившись неподалеку, стал Его рисовать. Увидев это, Господь попросил принести плат и, умывшись, отер им лицо. Тотчас на плате появился отпечаток Его лика, котоый и получил название Нерукотворенного Образа, был вручен Ханнаану и доставлен им в Эдессу, где его поместили в квадратную нишу, предварительно наложив на доску. При Авгаре Эдесса стала христианской, но один из его ближайших потомков снова вернулся к языческим культам, и образ вынужденно сокрыли в стене, замуровав в нише с зажженой лампадой. В 544/545 к Эдессе подступила персидская армия под предводительством Хосроя I, и город готов был пасть. В критический момент к еп. Евлалию явилась Богоматерь, которая напомнила о Нерукотворенной иконе и указала место ее сокрытия. Вновь обретенная икона напомнила о Нерукотворенной иконе и указала место ее сокрытия. Вновь обретенная икона предотвратила захват города. Древнейшее известное нам упоминание об этом образе находится в памятнике "Учение Аддаи", епископа Эдессы (+541), что объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался еще замурованным, местонахождение его не было известно, и о нем забыли. Древнейший - известный нам - писатель, авторство которого считается неоспоримым, который говорит о Нерукотворном образе, посланным Авгарю, - Евагрий (VI в.). В своей "Церковной истории" он называет этот образ "богозданной иконой". Во времена иконоборчества на Образ ссылается преподобный Иоанн Дамаскин, в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз. В 944 г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили его у Эдессы, он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются. Спас "Мокрая брада", строго говоря, явился одним из вариантов Нерукотворенного Спаса. Наименование введено русскими иконописцами по клинообразной форме бороды, с острым кончиком, прямым или загнутым на сторону. Н.П. Кондаков упоминает о якобы эдесской иконе "Нерукотворенного Спаса" с "мокрой брадой", хранившейся в церкви Св. Варфоломея армянского монастыря в Генуе. Спас "На чрепии" (Святая Керамида, Керамидион) полностью повторяющий "Нерукотворенного" за исключением коричневатого, кирпичного оттенка, что объясняется его происхождением. Оно было обнаружено на черепице, или кирпичах, скрывающих нишу с иконой Нерукотворного Образа в Эдессе, который чудесным образом проступил на них. По другой легенде, живописец и скороход, несшие Нерукотворный образ к Авгарю, остановились на ночлег близ г. Иераполиса, в доме гончара, и для безопасности икона была спрятана между 2-мя кирпичами, где ночью над этим местом в небе возник огненный столб. Когда чудесный образ достали из тайника, то на одном из кирпичей увидели его отпечаток. Он был оставлен в Иераполисе. С меньшей вероятностью можно доверять рассказу Льва Диакона, согласно которому ап. Фаддей, несший плат с ликом Христа, на ночлеге у стен Эдессы, спрятал святыню среди черепицы. Иконография Плата Вероники сложилась на основ западной легенды о нерукотворном образе Вероники. Вероника - кровоточивая жена, получившая исцеление прикосновением к одеждам Господа. Евсевий Памфил оставил описание статуи Христа, который сделала Вероника в память о своем чудесном исцелении и которая была разбита во времена Юлиана Отступника (361-363 гг.). Статуя упоминается и у И.Дамаскина (VII в.), в Деяниях Седьмого Вселенского Собора и в других источниках. Существует несколько вариантов сказания. В первом говорится об образе на лоскуте одежды, которым исцелился император Тиверий (I в). По второму варианту Вероника заказала икону евангелисту евангелисту Луке. Лука несколько раз безуспешно брался за дело, и, видя это, Христос Сам пришел к Веронике на вечерю, умылся и, вытерев лицо, оставил отпечаток на плате. В римских "Acta Sancrorium" рассказывает о том, как Вероника, сопровождая Христа на Голгофу, подавала Ему полотно, чтобы утереть пот и кровь. В знак любви Христос возвратил его с отпечатком Своего лика. Если икона Христа - основа христианского боготворчества - передает черты Бога, ставшего человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения, - обожение человека. Первые иконы Божией Матери приписывают евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: "Умиление", "Одигитрия" и третья, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны, вероятнее всего, она походила на изображение Богоматери в Деисисе, т.е. обращенной ко Христу с молитвой. В наше время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке, кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21, из которых 8 - в Риме. Конечно, авторство евангелиста, св. Луки, нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками со списков с икон, писанных им когда-то. Предание следует здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Предание говорит о том, что Лука первым написал иконы Божией Матери, и передается это текстами богослужения в дни празднования некоторых икон, в которых сообщается, что Богоматеь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу. Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущее всем спискам этих икон, как воспроизводящим подлинные черты Богоматери, запечатленные евангелистом Лукой. По преданию Лука написал эти иконы воском - способом энкаустики (инок Григорий). Кроме икон, написанных Лукой, Предание говорит еще о нерукотворном, явленном образе Богоматери. Его происхождение вкратце описывается в службе "Казанской иконы Божией Матери". Богоматерь повелела апостолу Петру и Иону построить храм в Лидде, водрузив там Ее образ. В VII в. св. Герман, будущий патриарх Константинопольский сделал с этой иконы копию, которая впоследствии, во время иконоборчества послал в Рим. После победы над иконоборчеством икона вернулась в Константинопол. С этого времени образ Лиддской Богоматери именуется также Римским. Что касается исторических свидетельсв, византийский историк Феодор Чтец (VI в.) также говорит об отправке в 450 г. иконы Божией Матери, писанной евангелистом Лукой, из Иерусалима в Константинополь императрицей Евдокией, женой императора Феодосия II, своей сестре, св. Пульхерии. В VII в. св. Андрей Критский и св. патриарх Герман также говорят об иконе Богоматери Одигитрии, приписываемой Луке, но находящейся в Риме. Икона была написана при жизни Богоматери и послана в Рим Феофилу, о котором говорится в Деяниях и во вступлении к Евангелию от Луки. Другое предание говорит, что икона была отправлена Феофилу, но не в Рим, а в Антиохию. Статью подготовил: Сафонов А. Ю. |