Икона в доме. Некоторые рекомендации по устроению домашнего иконостаса. |
|||||||
Количество и качество - категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказывать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи. Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи. Дом же является продолжением храма, не более; дом - это прежде всего семейный очаг; в доме озвучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшуму), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома. Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах. В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы, называли "передний угол", "красный угол", "святой угол", "божница", "киот" или "кивот". Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, несмешиваюющееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы - молитвенное. Икона - это окно из мира горнего в наш мир - мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках. Таким образом, икона - не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой. Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор - своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смыслв семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви. Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередков возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме: Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами? На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций. Итак, где разместить иконы? И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт.2, 8). Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери: В таком случае моно использовать южную, северную или западную стены жилища. Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой. Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминуты, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений, и соединять их вместе, по возможности, не следует. Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли. Нельзя допускать смешения икон с предмтами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п. Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия. Совершая недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего - рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира. ...воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) - так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу. Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами. Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование. Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданые приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на "доску негниющю" и помещен над городскими вратами. День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался "холщовым" ли "полотняным Спасом", а в некоторых местах этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца. Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол. После празднования Входа Господняв Иерусалим возле икон помещали веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения. В День Святой Троицы, или Пятидесятницы, принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа. Не должно быть между иконами картин или репродукций картин. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например, "Явление Христа народу" Александра Иванова или "Сикстинская мадонна" Рафаэля - это не каноническая икона. Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты. Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа. Подобные фотографии, конечно, нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон. Раньше, наряду с молельными иконами - священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой и образной форме повествовали о предметах серьезных. В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней. А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеисть на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашнийиконостас. Какие иконы иметь дома? Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим - необходимы для дома, где живут православные христиане. Из образов Спасителя для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа "Умиление" и "Одигитрия". Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например, Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери "Знамение", то хорошо иметь в доме именно эти иконы, так же как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепискому Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божией можно выделить илию, среди апостолов - первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евагелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников. Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник - духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю, стоит обратиться за советом. По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные подделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукция канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе. Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования? В церкви - да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей. Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она невполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя? Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ - святыня для всех членов семьи. Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне. Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения младенца подносили к иконе и священник или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благославляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благославляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами. Известное выражение "разошелся, хоть святых выноси" - свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы. Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона - это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия, как образ - само изображение, и первообраз - тот, кто изображен. Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают накосяках дверей. Крест - святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трулльского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: "Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения..." Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня. В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: "Благодарим Теб, Христе, Боже наш...". И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон,а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки. Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения - это грех, который нужно исповедовать. "Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы". |