Библейские основы иконопочитания по Ветхому Завету |
|||||||
Отношение Церкви к Ветхозаветному запрету на изображения с особой ясностью выражены Иоанном Дамаскиным (о. 675-754), видным византийским богословом. В своих "Трех словах..." он раскрывает смысл Ветхозаветного запрета и на сопоставления Ветхозаветных и евангельских текстов показывает, что христологический образ не только не противоречит этому запрету, а является его завершением, так как исходит из его сущности. Иконопочитание имеет библейские корни. Иконоборцы указывали на вторую заповедь Десятисловия Моисея - "Не сотвори себе кумира и всякого подобия", а также на пророческие тексты, запрещающие идолопоклонство. Но в Священном Писании есть и другие тексты, которые говорят о подобиях - в скинии и в храме Соломона. Предок христологического образа не языческий идол, а отсутствие прямого конкретного образа до Воплощения и Ветхозаветный символ, точно так же как предком самой Церкви является не языческий мир, а древний Израиль, избранный Богом народ для принятия Его Откровения. Совершенно очевидно, что запрещение образа, данное в Исходе [20, 34] и во Второзаконии [5, 12-19] это не принципиальное запрещение, а временная, воспитательная мера, относящаяся только к Ветхому Завету. В Ветхом Завете непосредственное общение Бога со Своим народом происходило в голосе, в слове. Слыша Его голос, Израиль не видел никакого образа. Уже в самой настойчивости Ветхозаветных текстов, в подчеркивании того, что Израиль слышит, но не видит ни образа, ни подобия, Дамаскин усматривает указание на будущую возможность и видеть, и изображать Бога, пришедшего во плоти. Само запрещение изображать Бога невидимого подразумевает необходимость изображать Его, когда исполнятся пророчества о Его пришествии. Если бы образ Бога был бы сделан до исполнения пророчества, то за невидимостью Первообраза он был бы основан на воображении и, следовательно, был бы ложью, выдумкой. Ветхозаветный запрет является мерой оградительной (не допустить избранный народ до поклонения твари вместо Творца). Это показывает Божие повеление Моисею устроить по образу, показанному на горе, скинию. Походный храм иудейский (Скиния Собрания, Скиния Откровения или Скиния Свидения), построенный по образцу, показанному Богу Моисею на Синае, состоял из 3-х частей, сверху был открыт, а по сторонам был обнесен 60-ю столпами, которые были обвешены занавесами из виссона. Вход (с восточной стороны) также закрывался широкой завесой. Внутри находился алтарь или жертвенник всесожжений, устроенный из дерева ситтим или акации, окантованный медью, на котором хранился неугасаемый огонь и приносились жертвы. За ним - умывальник из меди с изящными изображениями. Внутри двора находилась сама скиния, восточное отделение которой называлось Святилищем. От входа оно закрывалось завесою узорчатой работы из разноцветной пряжи и виссона. Святое Святых Святилища содержало Ковчег Завета, также из дерева ситтим, покрытый изнутри и снаружи золотом. По обеим сторонам покрова из чистого золота (очистилища) над Ковчегом стояли вылитые из золота херувимы, преклонившие к нему свои лица и осенявшие его своими крыльями. Устройство скинии было указано до мельчайших подробностей. Это указывает, прежде всего, на возможность изображения духовного тварного мира средствами искусства. Херувимов можно было делать не где угодно и сколько угодно, а лишь в указанном количестве и только в скинии, как служителей истинного Бога, то есть, в месте и положеии, подчеркивающих их служение. Для изготовления скинии по указанному образцу назначаются люди, не просто способные сделать нечто по слову Моисея в силу своих природных способностей, а исполненные Духом Божественной премудрости, смышления и ведения (Веселиил, сын Урии из колена Иудина и его помощники). Здесь явное указани на то, что искусство на служение Богу не есть искусство вообще, как таковое. Его основа - не способности или мудрость человеческая, а премудрость Духа Божия, дух смышления и ведения, дарованный самим Богом. То есть, богодуховен сам принцип богослужебного искусства. Здесь четкая грань между искусством, посвященным богослужению и искусством вне его. Таким образом принцип этого искусства в Ветхом Завете, таким он остался в Новом Завет. Впоследствии Соломон в возведенном им храме ввел для жертвенника изображения животных - вола, орла, а также и звезды Соломона, которые потом стали символами. В Книге чисел говорится о змии, которого Господь Бог, будучи благ и человеколюбив, повелевает сделать Моисею, на что в Новом Завете ссылается Сам Господь Иисус Христос. Лекарство для укушенного состояло в том, чтобы посмотреть прямо на змия, т. е. таким образом, веа в соединении со взглядом на змия доставляло смотревшим освобождение от смерти. Иоанн Дамаскин много пишет об образах, о том, что были и другие образы, кроме этих, был жезл Аарона, который рассматривался как прообраз креста, была манна небесная, которая тоже есть образ. Библейское мышление образно, наполнено образами. Кроме того, в Священном Писании много говорится о видениях - образах умозрительных, а также о множестве образов, реальных символах, знаках. Совершенно очевидно, что Господь запрещает делать идолов, но благословляет делать священные изображения. Это совершенно ясно, потому что просто благословлено. Другое дело, что священные изображения в Ветхом Завете единичны. Нет массового изображения херувимов, а только два для святилища Ветхозаветной скинии, два шитых на пеленах, затем изображения на жервеннике. И только в храме. Но и храм был только один. Несомненно, существует преемственная, генетическая связь между ветхозаветным и нашими храмами. Естественно, что если там было только единичное изображение в храме, то у нас их множество. Ветхий Завет запрещал делать всякие изображения по грубости сердцев ветхозаветного народа. Именно по причине этой грубости не были даны никакие другие откровения. И Господь Иисус Христос не мог прийти раньше установленного срока на землю и воплотиться, пока избранный народ и остальное человечество - не будут подготовлены к принятию Его в свое сердце. Иудеи постоянно соблазнялись религиями окружающих народов. Строили жертвенники на высотах, ставили идовло, в частности Ваалов. Для предотвращения растворения Израиля в среде язычников Господь строго-настрого запрещает общаться с ними религиозно. Во всех языческих религиях были распространены идолы, и эта склонность заимствовать от чужих народов их верования, с которыми на протяжении всей Библии Господь борется, она, естественно, имела дополнительный стимул к изображениям, которые могли бы делать иудеи.
Статью подготовил: Сафронов А. Ю. |