Седьмой Вселенский собор. Его история и постановления. |
|||||||
Состоялся в Нике в 787 г., и практически целиком, был посвящен вопросам иконопочитания. Собор завершает собой весь период Вселенских Соборов и разработку христологического учения Церкви. В постановлениях Собора подтверждается тайна воплощения. Это было первое собрание, на котором исторически исследовалось происхождение определенных культовых особенностей нашей Церкви, почитание икон подтверждено историческими и археологическими исследованиями настолько, насколько люди того времени вообще могли заниматься исследованиями. Был собран огромный материал, объединенный и обобщенный в выводах (сами иконы, памятники, изображения и тексты, а также богословские материалы). Его научное значение очень велико. Деяния Собора - документы, связанные с Собором, собранные как единое целое. Это акты присоединенные к ним послания (императора, папы, патриархов). Собор связал иконопочитание с понятием благочестие. Благочестие и нечестие - очень важные для Собора понятия. Отношение к иконам и прочим святыням - показатель церковного благочестия. Сама догматика тесно связана с благочестием. Благочестие - это исследование догматов, церковная наука. Исповедание догматической верности возможно только при благочестии. Тесно связаны понятия иконы и святыни. Без святыни православное исповедание веры невозможно. Работа Собора построена в виде диалога: зачитывается текст еретиков, иконоборцев и дается опровержение, т.е. неправославные тексты не замалчиваются, публикуются и могут быть защищены аргументацией. Прежде всего, Собор подтвердил и узаконил основные положения теории образа, сформулированные Дамаскиным, а также целый ряд новых идей, основывающихся на церковном Предании и художественной практики. Невидимого Бога изобразить невозможно и никто из иконопочитателей не пытается делать такие образы. На иконах изображается лишь воплотившийся Христос, что узаконено христианской традицией, согласно которой эти изображения берут начало от "нерукотворного изображения", созданного самим Иисусом. Икона выполняет коммеморативную функцию, т.е. напоминает нам о тех, кого мы почитаем, и анагогическую функцию - "пробуждают и возносят наш ленивый, неискусный и грубый ум в горний мир". Верующий, созерцая иконы, "становится соучастником какого-либо священного акта". Иконы, являются объектом поклонения, однако "честь, воздаваемая иконе относится к Первообразу, и, поклоняющийся иконе, поклоняется Лицу, изображенному на ней". Собор подтвердил, что информативно живописное изображение адекватно словесному текту. В актах Собора указаны сюеты икон и храмовых изображений, распространенных в то время. Это образы апостолов, "целомудренного Иосифа", Суссаны и старцев, Ильи, Иоанна в пустыне и др. Подчеркивалось важнейшее дидактическое значение живописи, т.к. "живописные изображения и вечером, и утром, и в полдень постоянно повествуют и проповедуют нам об истинных событиях". Знак равенства между словесными текстами и соответствующие живописные изображения, и то, и др. - "чувственные символы". И в Заключении Собор отмечает, что тот и иной способ не имеют противоречия. Более того, живописная картина дополняет и разъясняет евангельский текст. Главные определения Собора:
|