Предпосылки иконоборческого движения.

Rambler's Top100 

Влияние мусульманства на иконоборчество. Эльвийский собор в Испании

Иконоборческая тенденция в христианстве существует с самого начала по той простой причине, что оно вышло из Ветхозаветного иудаизма, в котором почитание образа было запрещено. Древний мир воцерковлялся медленно и с большим трудом. Церковь постоянно черпала и воцерковляля те элементы мирской культуры, которые могли служить для выражения христианского Откровения. Естественно, в Церковь проникали и такие элементы этого искусства, которые не могли воцерковиться потому, что им не соответствовали или просто противоречили самому смыслу христианского искусства. Но они влияли на него и налагали на него мирской отпечаток, вводили в церковное искусство плотскую чувственность и натуралистическую иллюзорность античного искусства, совершенно чуждые православию. Церковь изживала эти элементы и боролась с ними. Мирское искусство несло в Церковь элементы, снижавшие ценность Откровения, стремилось сделать его более "доступным", более "понятным", и тем самым искажало евангельское учение, отвращало его от его цели.

Церковь несла в мир образ Христа, спасительный образ обновленного через воплощение человека и мира. А мир, в свою очередь, пытался внести в Церковь свой мирской образ, образ мира падшего, греховного, растленного и разлагающегося. По словам патриарха Сергия "Враждебный Христу мир не только будет стремиться погасить светильник Христов всякими гонениями и другими внешними средствами. Мир сумеет проникнуть внутрь самого корабля Христова". Одним из путей проникновения мира в Церковь является искусство.

В Византии влияние античного искусства на христианский образ временами было настолько сильно, что позволило некоторым ученым говорить о "возрождениях" античности. Кроме того, отношение к образу самих верующих было часто не на должной высоте, давало людям, отрицательно настроенным к иконопочитанию, серьезное оружие против него. Нападки на христианский образ вне Церкви также способствовали развитию и укреплению иконоборческих течений внутри самой Церкви.

Итак, поводов к появлению и развитию иконоборчества было несколько.

Во-первых, злоупотребления и непонимание, которые искажали почитание святых икон, с одной стороны, а с другой, в самой Церкви не была разработана теория иконопочитания. Сами православные подчас придавали культу икон чрезвычайное, непропорциональное значение, неумеренно почитая иконы. Так, например, иконы брали в свидетели, в восприемники при крещении вместо живых крестных. Или в краски от икон добавляли Святые Тайны и причащались ими, совершали богослужения на иконах, которые заменяли престол. Бывало так, что почитание переходило с образа на сам предмет в самом магическом смысле. Культ икон был чрезвычайно развит в аристократических кругах, где икона превращалась в украшение, она становится деталью предмета, предметом туалета, украшения. Иудели снова строго придерживались Ветхозаветного запрета образа и вели активную иконоборческую деятельность. И уже не только не расписывали свои синагоги изображениями, как в первые века христианства (знаменитые росписи Дура Европос в Месопотамии, III в), а, наоборот, уничтожали изображения, и уже в V-VI вв. заняли крайне ригористическую позицию. И, конечно, к христианским изображениям относились крайне враждебно, тем более, что встречалось много изображений Ветхозаветных святых - Моисея, Ионы, Авраама, что для них являлось святотатством. Синагоги Айн-Дук и Бет-Алфа хранят следы этих разрушений.

В иконоборчестве обнаруживается также исламское влияние. После завоевания арабами в VII в. Палестины, Сирии и Египта, Византия оказалась в состоянии непрекращающегося, военного и идеологического противостояния исламу. И христианство, и ислам притязали на статус мировой религии. Ислам все время подчеркивал, что мусульманская религия - самое новое и, следовательно, самое высшее и самое чистое откровение Бога Авраамова, и неустанно обрушивал на христианство обвинения в многобожии и идолопоклонстве, указуя на христианское учение о Троице и на употребление икон. Именно на это обвинение в идолатрии должны были отвечать - и отвечали - рожденные на Востоке императоры VIII в., решив очистить христианство, чтобы оно лучше отвечало на вызов ислама.

В начале своего господства арабы, в общем, проявляли терпимость в отношении христианских изображений. Но, будучи противниками изображений, не могли не раздражаться христианскими образами, и в 723 г. халиф Иезид дал приказ уничтожить иконы во всех христианских храмах подвластных ему стран. После этого мусульмане стали преследовать иконы и их почитание. Однако эти преследования не носили последовательного и систематического характера.

Наряду с магометанством и иудейством в лагере иконоборцев состояли некоторые христианские секты (павликане и некоторые монофизитские секты), более или менее зараженные докетизмом, учением, согласно которому воплощение Бога был не вполне реальным, а - призрачным. На Седьмом Вселенском Соборе святой патриарх Тарасий отметил, что иконоборцы вдохновлялись сарацинами, иудеями, самарянами и 2-мя монофизитскими сектами - фантазиастами и теопасхитами. Монофизиты в большинстве своем не были противниками икон и имеют их в своем церковном обиходе. Ариане не почитали ни святых, ни мощей, ни икон. Несториане в большинстве иконы почитали. Секта павликиан носит дуалистичный, манихейский характер, по их мнению Спаситель не воспринимал подлинно материального тела, а потому совершенно не изобразим.

Иконоборчество не было чисто восточной ересью, оно проявлялось и на Западе. Но судьбы Церкви в то время решались в восточной части империи, где иконоборческая ересь достигла особой силы, и ответ Церкви на нее там был наиболее исчерпывающим и глубоким. На Западе иконоборчество не имело организованной формы и проявлялось лишь в отдельных случаях. Один из наиболее характерных примеров его раннего проявления относится к концу 6 в., в 598-99 г., когда еписком Марселя Серенус велел убрать из храмов все иконы и уничтожить их, поскольку, по его мнению, верующие воздавали им неподобающие почести. Папа святой Григорий Великий в послании похвалил ту ревность, с которой Серенус восстал против поклонения иконам, но осудил его за их уничтожение. "Мы хвалим тебя за то, что ты запретил поклоняться иконам, но запрещаем тебе их уничтожать... То, чем является Писание для грамотного, то икона - для неграмотного. Посредством нее даже необразованные люди видят, чему они должны последовать" ( из 2-го послания 600 г). Получив послание, Серенус сделал вид, что не верит в подлинность послания, и некоторое время оставался на своей иконоборческой позиции. Но такого рода отдельные проявления не имели тех глубоких корней, которое имело иконоборчество восточное, а потому не имело тех же последователей.

В доказательство враждебности Церкви к иконопочитанию цитируется 36-е правило Поместного Собора в Эльвире (Испания) около 300 г. Правило гласит: "Изволися нам, чтобы живописных изображений не было в церкви и чтобы то, что почитаемо и поклоняемо, не было изображено на стенах". Но, если вдуматься в этот текст, станет ясно, что он не столь неоспорим, как это пытаются представить. Речь здесь идет лишь об изображениях на стенах, то есть о монументальной живописи, составляющей одно целое со зданием храма и ничего не говорится о других изображениях. В то время в Испании было много этих других изображений. Например, на саркофагах, на священных сосудах и т.п. Таким образом, при неупоминании на Соборе этих изображений, можно сделать вывод, что 36-е правило продиктовано скорее причинами более практического характера, чем принципиальным отрицанием. Кроме того, Эльвирский Собор состоялся незадолго до гонений Диоклетиана. Может быть, это была попытка оградить святыню от поругания.

Статью подготовил Сафровнов А. Ю.

Сайт управляется системой uCoz