![]() |
Искусство в ранних формах Богослужения (катакомбы II-IV вв) |
||||||
|
Раннехристианское искусство позникло как явление новое, но не агрессивне по отношению к античной традиции. Истоки его - в языческом средиземноморском искусстве, которое уже в III в. испытывало сильнейшую тансформацию, в соответствии с существенными сдвигами в античном мировоззрении. Это было связано с глубоким кризисом в эллинистическом и римском искусстве. В этой атмосфере возникает искусство раннехристианских общин. Это искусство перенимает многое от мировоззрения и художественной системы Востока с его напряженной духовностью, догматическим способом мышления, упрощенным геометризмом форм, не ведающим о классических нормах. Однако все это наследие христианского искусства существенным образом видоизменяет и создает особый тип образа. Душа праведника мыслится спасенной, исчезает трагический конфликт между телом и духом. Просветленность, созерцательный покой становится главным содержанием образа, исполненного утверждния и надежды. Самые ранние создания живописи, возникшие еще в границах нехристианского государства, одновременно и параллельно с языческим искусством, - это росписи в катакомбах (II-IV вв.). Основная часть этих фресок сделана в III в., т.е. современна кризисному позднеантичному искусству. Многие образы здесь исполнены экзальтации, однако, это не трагическая напряженность их языческих современников, а экстаз сильной и неотступной веры. Катакомбы или подземелья, вырытые для погребения мертвых и отправления богослужения во временя гонений. Их найдено в различных местах очень много - в Риме и его окрестностях до 60; во Франции; в Кёльне, в Эфесе, в Африке, на Кипре, в Сирии, Палестине, Египте. Не все они имеют одинаковую ценность и, главное, одинаковую научную важность. Наиболее богаты содержанием и лучше всего исследованы катакомбы римские. Искусство катакомб есть, прежде всего, искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная в большинстве своем соответствует священным текстам, Ветхого Завета и Нового Завета, богослужебным и святоотеческим. А. Наряду с прямыми изображениями имел особое распространение и играл особую роль язык символов, что было вызвано необходимостью выразить средствами искусства истины, не подлежащие прямому изображению. Кроме того, скрывать от оглашенных до определенного времени некоторые истины было правилом. И, наконец, отношения между Церковью и окружающим ее миром также требовали своего рода условного языка. Символ - это лишь намек на христианскую истину. Мысль явлена здесь не во всей полноте и ясности, а лишь в одной, более или менее характерной черте, выраженной в простой форме. Христианство явилось на Востоке, где образы и символы идут неразрывно с процессом мышления, поэтому Спаситель, применяясь к восточному складу мышления, пользовался формой притчей и подобий, также апостолы. То есть в катакомбах сложился целый, допольно обширный цикл символических изображений. Так, якорь - символ христианской надежды, один из наиболее распространенных. Указание на него можно найти, прежде всего, в Посланиик Первые христиане употребляли такие библейские символы, как ангец, Ноев ковчег и др. Но язычникам, входящим в Церковь они были мало понятны и чужды, и тогда для приближения их к постижению истины стали применять некоторые языческие символы, способные передать некоторые выражения совершившегося дела спасения. Так, для того, чтобы лучше изъясннить свое учение приходящим в нее язычникам, Церковь пользуется отдельными античными мифами, могущими до определенной степени служить параллелью с учением христиан. Таков античный Орфей, символический образ Христа, игрой на лире чарующий диких зверей. Как Орфей, укрощает своей лирой диких зверей, так и Христос привлекает людей через Свое ожественное слово и покоряет стихии.
Другим чрезвычайно распространенным символическим изображением Спасителя был агнец, долго заменяющий прямой образ Спасителя, Его ветхозаветный прообраз. Будучи символом, прежде всего, Самого Христа, он распространялся и на христиан вообще, и в первую очередь на апостолов. Агнец изображается в виде: 1) без всего или с сосудом для молока (Христос и Евхаристия); 2) на горе (Церквовь), из которой вытекает 4 ручья, символизирующие 4 райские реки, впоследствии 4-х евангилистов, агнец на горе - глава Церкви Иисус, два агнца, пьющие воду - две души, жаждущие воды живой, а также указывали на Церквоь израильскую и Церковь язычников. Чисто декоративная, на первый взгляд виноградная лоза, имеет скрытый смысл, причем двойной - экклезиологический и сакраментальный. Лоза и ее ветви указывают на Христа и Его Церковь; чаще встречающаяся лоза с гроздьями винограда указывает христианам на центральное Таинство Церкви - Евхаристию. Люди или клюющие гроздья птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми. В Ветхом Завете лоза была символом земли обетованной, в Новом Завете она также служит символом рая, земли обетованной тем, кто причащается Телу и Крови Христовым.
Б. В аллегорических изображениях, где даны не отдельные простые знаки, а разворачиваются целые, иногда довольно сложные сцены, творчество более обширное, чем в символе и более определенные в своей идее, по которой узнаются даже некоторые детали евангельской притчи. Здесь и виноградная лоза, и сеятель, но наиболее любопытны и сложны притчи о Десяти девах и Добром пастыре. Первое неполное изображение Десяти дев в катакомбах Агнии III в., более полное и ясное в катакомбах Кириака IV в. - в середине Христос с бородой в нимбе, одесную пять мудрых дев в туниках, ошуюю пять неразумных дев с погашеныи и опущенными вниз факелами. Этот памятник показывает, что в IV в. уже было допольно распространено изъяснение жениха притчи в смысле Иисуса Христа, ясно выраженное в толкованиях Иоанна Златоуста. Аллегория Добрый пастырь тесно связана с символом агнца и опирается на библейские основания. В Книге пророка Иезекииля и в Псалмах Давида мир представляется под образом овчарни, управляемой Богом-Пастырем. В соответствии с Ветхим Заветом Спаситель прямо называет Себя пастырем - "Аз есмь Пастырь добрый"; "Я пришел к погибшим овцам Дома Израилева". Изображение появляется уже в I в., например, в римски катакомбах Домициллы. Добый пастырь, воплощенный Бог, несет на Себе заблудшую овцу - падшую человеческую природу, и сочетает ее со Своей Славой. Здесь показан не Его историческим образ, а Его действие, и это отнюдь не образ Христа Отрока - Эммануила. Тертуллиан говорит, что в его время существовал обычай украшать этим изображением сосуды. Множество подобных изображений, помимо римских катакомб, на саркофагах и лампах и т.д. Обыкновенно Добрый пастырь является в виде юноши без бороды, большей частью с короткими волосами, с добрым, симпатичным лицом; оде в тунику, опоясанную по чреслам. Голова его часто обнажена, изредка над ней монограмма имени Иисуса Христа, сияние, альфа и омега. Значение этого символического изображения изъясняется легко из притчи о Добром Пастыре, Который есть Спаситель, поднявший на Свои рамена заблудшую овцу, Искупитель рода человеческого. Иногда изображается опершимся на посох между 2-мя пальм, иногда навязывает бечевку своей собаке, иногда добавляются солнце и звезды. В. В цикле изображений библейских событий один из важнейших сюжетов - Ной в ковчеге, излюбленным сюжетом становится "Воскрешение Лазаря", что связано с верой в воскресение мертвых. С темой мученичества и жертвенного подвига и спасения связана Ветхозаветная сцена "Три отрока в пещи огненной". "Тайная вечеря" намекала на таинство причастия и являлась священным прообразом "трапез любви", на которой собиралась ранняя христианская община.
Г. Выражение идеи в символе должно было стеснять объем художественного замысла, возникает потребность изображений прямых, лишенных символических покровов. Такая наклонность обнаружилась достаточно рано. Уже с первых веков имеется несколько прямых иконографических изображений - Спаситель, Богоматерь и Апостолы. 1. В изображении Спасителя три главных момента: символические изображения, прямые в античном типе и изображения византийского типа. В Добром пастыре, Агнце и Орфее и т.д. не сам Христос как историческое лицо, а лишь намек на него. Подобное разнообразие, но не очень резкое, в прямых изображениях Спасителя - Спаситель, воскрешающий Лазаря, Умножающего хлебы... Но есть и др., где Он - молодой человек, без бороды, с короткими или длинными волосами. В плаще, с жезлом или свитком в руке, с мягкими, симпатичными чертами лица и стройным телосложением. Такой тип держится до середины IV века. Это скорее фигура античного героя. Этот тип - не рабская копия с существующих языческих образцов, а свободное идеальное создание христианского художника. В IV в. начинает 2. Изображения Богоматери многочисленны. Наиболее древнее из дошедших до нас в сценах Поклонения волхвов (катакомбы Маркелина и Петра, III в), Благовещении (катакомба Пресциллы, I-II в) и в сцене Рождества Христова (катакомба Св. Севастиана, IV в.) В Благовещенье Богоматерь представлена сидящей, с покрытой головой, в обычном костюме римской женщины, скромное лицо, черты правильные, несколько задумчива и сосредоточена. На руках Ее Младенец с обращенным к зрителю лицом, без одеяния. Следующая ступень - Богородица в Поклонении волхвов. Она с непокрытой головой, в тунике, обеими руками придерживает Младенца, также одетого в тунику. Здесь скорее вцена церемониальная в отличие от первой (скорее семейная), Она на троне в торжественной обстановке. Первые попытки к установке иератического типа Богоматери. Следующий шаг - Богоматерь в катакомбах Агнии - поясное изображение в виде молодой красивой женщины, руки простерты, в недрах Младенец Иисус. Часто изображается в виде Оранты.
Но это искусство и не было оторвано от жизни. Связь с эпохой не только в фиксации тех или иных моментов, как в мирской живописи, а в том, что оно отвечает на вопросы, повседневно встающие перед христианами этого времени. Основное содержание ответа в показании и передаче молитвенного состояния изображенных лиц, их предстояния перед Богом в самых разных жизненных положениях. Состояние это передается, прежде всего, жестом оранты, т.е. другим жестом молитвы, который был не только широко распространен, но и стал символом молитвы в молящейся Церкви. Еще одна характерная черта - сведение образа к минимуму деталей при максимуме выразительности. Лаконизм и скупость средств выражения соответствует лаконичному и сдержанному характеру евангельского повествования. Христианские художники постепенно отказываются от натуралистической передачи пространства. Из произведений исчезают тени. Основное в изображении не столько взаимодействие показанных лиц, сколько их общение со зрителем. Символика представляет собой стройную систему, проникнутой как в целом, так и частностях благовестием о тайне спасения. В первые века символика была главным Необходимо заметить, что это лишь одна ветвь раннехристианского искусства, грекоримская, дошедшая до нас в наибольшей сохранности. В вышеперечисленных примерах явно видно насколько христианское искусство освобождается от свойственного греко-римскому искусству натурализма. Напротив, совершенная техника этого искусства была целиком унаследована христианскими художниками в росписях катакомб. Фрески христианского храма в Дура Европос III в. отличаются восточным характером, который по описанию А. Грабаря языческого храма того же города, отличается такими свойствами как сокращенное пространство, плоские фигуры с резко прочерченным контуром, без объема и веса. Это экспрессивное искусство, "не претендующее на подражание оптически видимому миру или на иллюзорное представление действительности". Эти черты были также широко использованы христианством. Некоторые другие памятники и указания позволяют предполагать, что христианское искусвтво было не менее развито в восточной части Римской империи, чем на Западе. Статью подготовил: Сафронов А. Ю. |