Понятие об иконографии и иконографическом методе исследования

Rambler's Top100 

Понятие об иконографии и иконографическом методе исследования

ИКОНОГРАФИЯ - это устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями. Такими источниками могут быть - Святое Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения.

Иконография отражает содержательную сторону в изображении. Хотя в устойчивые иконографические признаки могут входить элементы, не несущие большого содержательного значения. Например, дерево изображенное слева: содержание не изменило бы изображение его справа. Однако из иконы в икону оно изображаетс слева, начиная с первого варианта, и когда образуются списки, этот образ начинает фиксироваться.

Добавление персонажа или его действия может быть содержательно значимым. Так это или нет, можно узнать, используя текст соответствующего источника. Необходимо отметить значимость памятников прошедшей эпохи для памятников данной эпохи. Изучая иконографию, нельзя упускать из виду ни одной детали, независимо от того, содержательны они или формальны. Иконографические признаки могут отражать движения эпохи опосредованно.

Этот метод дает очень интересные результаты. Смотря на икону можно просто любоваться, а можно знать житие, например св. Николая, и понимать, почем что-то изображается именно так, а не иначе. Если еще обратиться к канону, то появляется и видение и знание. Нельзя смотреть на икону как на китайские иероглифы.

Для нехудожественного сознания икона - просто иллюстрация к тексту. Иконный образ - соединение слова и его видимого, зримого эквивалента. Его нельзя перевести ни в сюжет отдельно, ни в красоту каких-то форм. Французский ученый Минте, наряду с Буслаевым и Кондаковым занимался иконографией.

Современная наука использует иконографический метод не только применительно к христианскому искусству, но и к искусству вообще. До Возрождения все искусства были культовые, языческие. Они также нагружены смыслом и имеют определенные сюжеты и символическую канву. Это же присуще эллинистическому искусству.

Покровский: "Основное начало русской иконописи заключается в исторической истинности изображений, определяемой не произвольными домыслами и соображениями художника, а устойчивым церковным преданием. Оно проходит через всю историю византийского и русского искусства. Его имеют в виду церковные определения, когда говорят о необходимости писать икону "по образу и подобию и по лучшим древним образцам". Сила этого требования в том, что русская иконопись сложилась на основе тех древних преданий, которые нашли свое первое полное выражение в живописи византийской и которые изначально проникли в церковное веросознание. Отсюда учительский характер иконографии, о которой говорит святой Иоанн Дамаскин, называя икону книгой неграмотных".

Раннехристианское искусство приспосабливает под свои нужды тот фонд художественных и изобразительных форм, которые существовали в античности. Все, что обнаруживается в иконе, имеет свой исток и его можно обнаружить. Понятно, как раннехристианские художники формировали из этого материала совершенно новое искусство, что-то принимая, а что-то отбрасыая. Античная культура была не выброшена, а ассимилирована византийской культурой. Например, жест Богоматери Оранты - античный, языческий.

В 20-е годы иконографический метод оказал влияние на исследование не церковного искусства. Возникают не только чувственные эмоции, но и нравственное понимание. Понятие кологатии - единство красоты и блага, органично для всей христианской культуры. Нравственное не может жить отдельно. В Средневековье этого не было. Исследование нем.-ам. ученого Э. Панофского (иконология - направление в искусствознании ХХ в., исследующее сюжеты и изобразительные мотивы в художественном произведении для определения его историко-культурного смысла и выраженного в нем мировоззрения) с применением иконографического метда к произведениям европейского искусства (отношение к работам Дюрера не как к ребусам, а через литературные памятники). Этот же метод применяется и в музыке. многие писатели обращались к древней литературе. Главня цель - понять истинный смысл иконы, не называя свой. Икона - это не просто церковная утварь или картина, она - предмет богословский. А. А. Успенский открыл новый подход к изучению иконы.

Статью подготовил А. Ю. Сафронов.

Сайт управляется системой uCoz