Седьмой Вселенский собор. Его история и постановления.

Rambler's Top100 

Седьмой Вселенский собор. Его история и постановления.Состоялся в Нике в 787 г., и практически целиком, был посвящен вопросам иконопочитания. Собор завершает собой весь период Вселенских Соборов и разработку христологического учения Церкви. В постановлениях Собора подтверждается тайна воплощения. Это было первое собрание, на котором исторически исследовалось происхождение определенных культовых особенностей нашей Церкви, почитание икон подтверждено историческими и археологическими исследованиями настолько, насколько люди того времени вообще могли заниматься исследованиями. Был собран огромный материал, объединенный и обобщенный в выводах (сами иконы, памятники, изображения и тексты, а также богословские материалы). Его научное значение очень велико.

Деяния Собора - документы, связанные с Собором, собранные как единое целое. Это акты присоединенные к ним послания (императора, папы, патриархов).

Собор связал иконопочитание с понятием благочестие. Благочестие и нечестие - очень важные для Собора понятия. Отношение к иконам и прочим святыням - показатель церковного благочестия. Сама догматика тесно связана с благочестием. Благочестие - это исследование догматов, церковная наука. Исповедание догматической верности возможно только при благочестии. Тесно связаны понятия иконы и святыни. Без святыни православное исповедание веры невозможно.

Работа Собора построена в виде диалога: зачитывается текст еретиков, иконоборцев и дается опровержение, т.е. неправославные тексты не замалчиваются, публикуются и могут быть защищены аргументацией.

Прежде всего, Собор подтвердил и узаконил основные положения теории образа, сформулированные Дамаскиным, а также целый ряд новых идей, основывающихся на церковном Предании и художественной практики. Невидимого Бога изобразить невозможно и никто из иконопочитателей не пытается делать такие образы. На иконах изображается лишь воплотившийся Христос, что узаконено христианской традицией, согласно которой эти изображения берут начало от "нерукотворного изображения", созданного самим Иисусом. Икона выполняет коммеморативную функцию, т.е. напоминает нам о тех, кого мы почитаем, и анагогическую функцию - "пробуждают и возносят наш ленивый, неискусный и грубый ум в горний мир". Верующий, созерцая иконы, "становится соучастником какого-либо священного акта". Иконы, являются объектом поклонения, однако "честь, воздаваемая иконе относится к Первообразу, и, поклоняющийся иконе, поклоняется Лицу, изображенному на ней".

Собор подтвердил, что информативно живописное изображение адекватно словесному текту.

В актах Собора указаны сюеты икон и храмовых изображений, распространенных в то время. Это образы апостолов, "целомудренного Иосифа", Суссаны и старцев, Ильи, Иоанна в пустыне и др.

Подчеркивалось важнейшее дидактическое значение живописи, т.к. "живописные изображения и вечером, и утром, и в полдень постоянно повествуют и проповедуют нам об истинных событиях". Знак равенства между словесными текстами и соответствующие живописные изображения, и то, и др. - "чувственные символы". И в Заключении Собор отмечает, что тот и иной способ не имеют противоречия. Более того, живописная картина дополняет и разъясняет евангельский текст.

Главные определения Собора:

  1. Понимание иконы как святыни связано с ее литургическим назначением. Это литургический предмет независимо от своего местонахождения (это парафраз, в тексте прямо об этом не сказано).
  2. Определение отношения к иконе как к образу и отношения как к первообразу. Разделяется поклонение и почитание. Поклонение, в собственном смысле слова, относится только к Богу, а иконам воздается относительное поклонение или почитание. "Почитая иконы, мы через видимое поклоняемся невидимому" (папа Адриан). То же в послании свт. Германа Константинопольского. Почитание икон воздается через возжигание свечей и через каждение. Каждение является самой устойчивой традицией Церкви, освященной Собором.
  3. Обсуждение вопроса, можно ли назвать святых мужей богами в том смысле, что они являются богами по благодати (в псалме сказано:"Вы боги"). Церковь этого не приняла дабы не впасть в многобожие прежде всего.
  4. Надписание иконы: икона должна иметь свое имя, названия, т.к. без этого она ще не является полностью иконой. Если икона с изображением святого, Богоматери, Спасителя не надписана, то она еще не стала полностью литургическим образом. Это важно потому, что в имени находится сущность именуемого. Именуемый и имя тесно связаны
  5. Уделяется большое внимание творчеству как таковому. Иконы возможны не только в силу своего культового, литургического назначения, но и потому, что человеку свойственно творчество. Отрицание икон - это отрицание в принципе творчества как такового, а утверждение икон - это утверждение и прославление творчества как такового.
  6. "Изобретение" культовых образов - дело святых отцов, а не живописцев, которым принадлежит только техническая сторона. Вся сфера религиозного искусства полностью относится к сфере церковной компетенции. Этот пункт определяет соборный характер церковного творчества. При этом художник не становится просто ремесленником, исполнителем. Исполнительство есть тоже творчество.
  7. Различается поклонение Богу и относительное поклонение иконам и святыням. Это всего лишь относительное поклонение. Иконы почитаются наравне с Крестом и Евангелием. Уровень почитания разработан на Соборе и выражен в конкретной формулировке ("Наравне со св. сосудами") Собор отверг.
  8. Осуждение иконоборцев в правилах Собора и в самих текстах, где иконоборцам провозглашалась анафема (исповедание Феодосия Марийского). В самом определении формулировка более мягкая. Анафема не подтверждена, но и не отвергнута. Собор настойчиво повторяет, что отвержение икон ведет к отвержению простых святынь в Церкви (перечисляются останки мучеников и пр.)
  9. Всякого осуждения достойны также превращающие монастыри в обычные жилища.
  10. Повторение Пято-Шестого Собора о том, что все низкие виды искусств, отвлекающие от цели заповедей Божиих, должны быть отвергнуты. Искусство же иного рода, полезное в жизни не носящее в себе ничего непристойного, не презиралось и не отвергалось. Главный критерий признания искусства - его нравственно-религиозная направленность.

Сайт управляется системой uCoz